На троих: сравниваем гелиос-40, гелиос-44 и гелиос-77

БЛАГОДАРНОСТИ ЗА ПОМОЩЬ В СОЗДАНИИ СТАТЬИ:

 

ОЛЕ @storona_sveta за предоставление объектива гелиос-77м-4 на тест
МАШЕ @wise_maga за отважное позирование в не самую комфортную для съемки погоду

Эта статья для новичков и давних любителей советской оптики - если вы ищете недорогой объектив для творческой съемки или у вас уже есть гелиос и его рисунок вам нравится, но все время посещают мысли, не прикупить ли что-то подобное полегче/потяжелее/c другим фокусным расстоянием/для портрета/не для портрета, то вам сюда!

 

 

 

Сегодня сравниваем 3 самых ходовых советских объектива из семейства гелиос - гелиос-40 первой модификации, мс гелиос-44м-5 и мс гелиос-77м-4. Все объективы светосильные, обладают просветлением* и подходящим для съемки портретов фокусным расстоянием**. 

 

 

* Просветление наносится на линзы для увеличения светопропускания и повышения контрастности изображения за счет подавления бликов, бывает разных цветов (это впоследствии влияет на тон фотографии), однослойным и многослойным. На фотографиях выше видно, что слой просветления есть у всех трех линз. У гелиос-40 первой модификации просветление однослойное, из-за этого он плохо держит контровый свет; с многослойным просветлением гелиос-40 стали выпускать только в 2012 году. У мс гелиос-44м-5 и мс гелиос-77м-4 мультипросветление - на это указывают буквы "МС" (multi coating) в маркировке.

 

** Многие путают цифры маркировки объективов и их фокусное расстояние. Цифры маркировки носили в СССР сугубо техническую информацию и указывали, например, на порядковый номер расчёта оптической схемы объектива или наличие просветления.

сравнение характеристик самых популярных
объективов семейства гелиос

Маркировка

Фокусное расстояние

Вес (без крышек)

Стоимость

гелиос-40 f/1.5

мс гелиос-44м-5 f/2

мс гелиос-77м-4 f/1.8

85 мм

58 мм

50 мм

970 г

232 г

250 г

от 14 000 руб. за подержанный экземпляр с рук;

20 500 руб. за новый

от 800 руб. за подержанный экземпляр с рук

от 4000 руб. за подержанный экземпляр с рук

Все объективы тестировались на моей полнокадровой камере canon 5d markIII в один день, при сумрачной погоде. Важная ремарка: рисунок большей части объективов лучше раскрывается на полном кадре (но не всех!), на кропнутых матрицах кадр укрупняется, а часть боке обрезается (примеры одного и того же кадра, снятого с помощью гелиос-40 и полного кадра/кропнутой матрицы я показывала в этой статье).

 

Диафрагма во время теста на всех объективах была выставлена на значение f/2.8 (у одного из объективов, мс гелиос-77м-4, проблемы с диафрагмой), значения ISO и выдержки я подбирала вручную для создания схожих по экспозиции кадров. 

 

 

 

Я не хотела под лупой сравнивать кадры на предмет резкости, хроматических аберраций, дисторсии и прочих технически занудных штук, которые я всегда пропускаю при чтении подобных тестов. Интереснее сравнить картинку, объем, боке, пригодность каждого из объективов для съемки портретов на полном кадре и на кропнутой матрице. 

 

 

 

Для этого я сняла серию портретов разной степени крупности и выраженности боке, используя похожие ракурсы. После теста нарисовались неожиданные для меня выводы, об этом в конце статьи.

 

объем

По примерам ниже видно, что гелиос-40 создает самую объемную картинку благодаря его конструкции (самый массивный линзовый блок из всех), фокусному расстоянию 85 мм, идеально подходящему для съемки портрета, углу поля зрения всего в 28°, благодаря которому отсекается все лишнее. Кажется, будто между моделью и фоном есть дымка, дополнительно отделяющая от фона и придающая глубины.

 

Не отстает в объеме и мс гелиос-77м-4 - дымки гелиоса-40 у него, конечно, нет, но хороший объем все равно ощущается. 

 

На последнем месте мс гелиос-44м-5 - лучше всего объем ощущается, когда фон вдали, но по мере приближения фона к модели объем теряется почти полностью.

боке

Для сравнения я искала места, где можно было бы снять портрет с удаленным и приближенным фоном, так как это влияет на характер боке.

 

И тут меня постиг интересный вывод - все кричат, что гелиос-40 чемпион по лихому верчению боке в кадре, но я бы отдала это первенство мс гелиос-77м-4. Посмотрите сами, боке гелиос-40 - плавное, будто в дымке, это довольно крупные мазки, тогда как у мс гелиос-77м-4 боке гораздо более закручено и слегка "дребезжит".

 

Мс гелиос-44м-5 не показывает ничего впечатляющего в сравнении с собратьями - на полном кадре он раскрывается хуже всего в плане боке, оставляя только намек на него. Эту линзу хорошо использовать на кропнутых матрицах, за счет кроп-фактора она дает куда более интересный рисунок (в начале своего фотографического пути я именно так и делала - и картинка мс гелиос-44м-5 на кропе, равном 2, мне нравится гораздо больше, чем на полном кадре). 

резкость

Ни с одним из объективов проблем с наводкой на резкость не было - я пользовалась своим универсальным методом из этой статьи, который можно применить не только к гелиос-40.

цвета оригинального кадра

Цвет кадра в оригинале (если на камере не устанавливалось никаких дополнительных параметров обработки кадра) зависит от цвета просветления линзы. 

 

Гелиос-40 из-за фиолетового просветления ощутимо желтит кадр, это заметно на кадрах без обработки. Кстати, из-за этого мне нравятся цвета, получающиеся в оригинале, - кадр выглядит сразу живым и теплым.

 

Цвета кадра мс гелиос-44м-5 уходят в синеву, тогда как у мс гелиос-77м-4 - больше близки к нейтральному с легким уходом в красноту.

 

Всё это не сильно принципиально для тех, кто занимается постобработкой фотографий, - как видите по моим примерам обработанных фотографий, можно вернуть кадру естественные цвета с помощью цветокоррекции. 

применение для портретной съемки

По этой части у меня сложилось двойное мнение.

 

 

 

С одной стороны, если говорить о полнокадровых камерах, то для портретной съемки я бы советовала купить гелиос-40 и мс гелиос-77м-4.

 

 

 

Преимущества гелиос-40 на полном кадре: фокусное расстояние 85 мм, идеальное для съемки крупных портретов, раскрытие картинки в полную силу в отличие от кропнутых матриц, объем картинки, стабилизация тяжелого гелиос-40 тяжестью полнокадровой камеры.

 

Преимущества мс гелиос-77м-4 на полном кадре: универсальное фокусное расстояние 50 мм, которым хорошо дополнять уже имеющийся объектив с фокусным расстоянием 85 мм и снимать портреты с бОльшим включением фона, полная сила боке и объема за счет использования на полном кадре. Объектив не такой тяжелый, он вполне может стать недорогой заменой (или дополнением) гелиос-40.

 

Недостатки мс гелиос-44м-5 на полном кадре: недостаточный объем фотографии при приближении модели к фону, неинтересное боке по сравнению с собратьями. На портретах в полный рост мне не нравится, как он складывает фигуру, превращая стройную высокую девушку в гнома.

 

 

С другой стороны, для кропнутых матриц я бы посоветовала другое - мс гелиос-44м-5 и мс гелиос-77м-4. 

 

 

Преимущества мс гелиос-77м-4 на кропнутой матрице: я думаю, что на кропнутой матрице гелиос-77м-4 может стать своим гелиос-40, ведь фокусное расстояние 50 мм на кропнутой матрице становится эквивалентным 85 мм (при кропе, равном 1,6). У объектива интересное боке, хороший объем, которые не теряются на кропе, и малый вес, из-за которого он не перевешивает на легкой камере так, как гелиос-40. В общем, must buy.

 

Преимущества мс гелиос-44м-5 на кропнутой матрице: все тот же малый вес, боке (на кропе боке этого объектива гораздо интереснее, чем на полном кадре), объем. По всем этим параметрам он проигрывает мс гелиос-77м-4 (по моим субъективным ощущениям), но может стать недорогой его заменой для начинающего фотографа - и денег на объектив не жалко, и попробовать можно, понравится или нет.

 

Недостатки гелиос-40 на кропнутой матрице: на кропе почти бесполезно снимать портреты с фокусным расстоянием 85 мм (по крупности кадра оно эквивалентно 135 мм на кропе 1,6 и 170 мм на кропе, равном 2), большая часть боке обрезается, а тяжелый объектив существенно перевешивает легкую камеру. 

примеры:

крупный план

Фотографии с постобработкой

(кадрирование, цветокоррекция, работа с кривыми, портретная ретушь не проводилась)

Фотографии без постобработки

Деревья, создающие боке, на расстоянии вытянутой руки от модели

Фотографии с постобработкой 

(кадрирование, цветокоррекция, работа с кривыми, портретная ретушь не проводилась)

Фотографии без постобработки

средний план

Деревья, создающие боке, отдалены от модели

Фотографии с постобработкой 

(кадрирование, цветокоррекция, работа с кривыми, портретная ретушь не проводилась)

Фотографии без постобработки

Деревья, создающие боке, на расстоянии вытянутой руки от модели

Фотографии с постобработкой 

(кадрирование, цветокоррекция, работа с кривыми, портретная ретушь не проводилась)

Фотографии без постобработки

портрет в полный рост

Фотографии с постобработкой 

(кадрирование, цветокоррекция, работа с кривыми, портретная ретушь не проводилась)

Фотографии без постобработки

бонус

Фотографии с постобработкой 

(кадрирование, цветокоррекция, кривые)

Фотографии без постобработки

Фотографии с постобработкой 

(кадрирование, цветокоррекция, кривые)

Фотографии без постобработки

выводы

До теста я не очень интересовалась тем, какие картинки создает мс гелиос-77м-4.

А зря!

 

После теста выяснилось, что этот объектив может стать недорогой заменой легендарному гелиос-40 как на полном кадре, так и на кропнутой матрице. 

 

В моем случае объектив стал дополнением (вчера я его купила!) - признаюсь, часто хочется получить объем и боке гелиос-40, но не хватает пространства (узкое помещение, некуда отходить и т.д.). В общем, must buy, must buy, must buy. 

 

Гелиос-40 я советую покупать, если у вас полный кадр и есть опыт работы с объективами семейства гелиос - у них одинаковые проблемы, их нужно уметь решать. 

 

Мс гелиос-44м-5 я советую новичкам - за 800-1000 руб. вы получите творческий объектив для тренировок, картинка которого будет вас радовать больше, чем картинка пресного китового объектива. Дальше вы либо наиграетесь и купите себе что-то навороченное автофокусное, либо влюбитесь в семейство гелиос и купите еще парочку так же, как и я. 

 

 

 

ВОпросы?

Эта статья будет дополняться (например, из-за пасмурного дня я не успела протестировать контровый свет), и ваши вопросы помогут мне понять, что я упустила.

 

Пишите!

Читайте также: