Октябрь всегда был особенным месяцем для меня.
Уже 8 лет (а в общей сложности я занимаюсь фотографией около 9 лет) в этом месяце я беру фотоаппарат, любимый мануальный объектив и отправляюсь в парк за новой порцией осенних снимков. Для меня это и расслабление, и вдохновение из-за невероятного количества красоты, и практика одновременно.
Во многом благодаря этой практике я научилась укрощать строптивые советские объективы гелиос-44м и гелиос-40. Тренируясь на листочках, котиках и веточках, со временем понимаешь, по какому принципу строится зона резкости гелиосов, как этим управлять и как получить красивую картинку.
Про резкость я уже рассказывала подробно в этой статье, сегодня я продолжу рассказывать про гелиосы и поделюсь своим опытом, как получить с их помощью действительно красивую картинку.
Дело в том, что гелиосы, обладая красивым закрученным боке, могу доставить фотографу массу хлопот этим самым боке. Делюсь с вами хитростями, которые помогают мне избежать этих хлопот и получить идеальную картинку:
1. Гелиос способен сделать как свое фирменное закрученное боке, так и кашу в кадре. Обычно мешанина получается из фона большой плотности, не имеющего воздушных промежутков: из травы, кирпичных стен, густых крон деревьев. Гелиос превращает задний план в мазки на картине, где важны цвет и объем, а что объемнее - сплошной жёлтый цвет или его градиент с переходами от светло-жёлтого (почти белого!) с тёмно-жёлтому?
2. Повторюсь ещё раз: всегда думайте о заднем фоне, как о картине! Ищите гармоничные сочетания цветов, подбирайте гладкость (съемка на фоне чистой стены или наоборот с большой перспективой позади модели) или шершавость (съемка на фоне листвы) фона, экспериментируйте с удалением от объекта съемки!
3. Чтобы получить воздушные промежутки на заднем плане, я всегда стараюсь включить в кадр кусочки неба, пробивающиеся сквозь фон - для этого я отдаляюсь от объекта съёмки на несколько метров и приседаю, выбирая ракурс снизу вверх. Такой прием помогает мне в разы увеличить объем кадра!
Многие мне на этот прием возражают, что портрет снять так не получится: ракурс снизу еще никого не красил, потому что второй подбородок, искажение перспективы и т.д. Но! Не нужно приседать слишком низко прямо рядом с моделью, и тогда расстояние в 1-2 метра от модели и фокусное расстояние объектива (85 mm) скроют факт съемки с нижней точки. Посмотрите на первый кадр в этой серии, например. Вы бы когда-нибудь догадались, что он снят с нижней точки? То-то же.
4. Мне нравится снимать против солнца на гелиос - это тоже придает дополнительный объем кадру. Но с этим могут возникнуть трудности, если у вас нет отражателя (особенно в портретной съемке) - чтобы получить сбалансированную по светам и теням картинку, я стараюсь расположить солнце в кадре по диагонали от объектива, а не прямо напротив.
Если же у вас есть отражатель - шикарно, можно получить совсем невероятные кадры с закатным солнцем!
5. Так как гелиосы - объективы портретные, старайтесь располагать снимаемые объекты на небольшом удалении от камеры (1-2 метра). Так вы добьетесь максимально резкой картинки и максимально объемного фона. На большем удалении рисунок объектива перестаёт быть таким интересным и объемным.
Хотите узнать, как выбрать гелиос именно под вашу камеру и как делать на него резкие, художественные фото, приходите на мой вебинар Все об объективах Гелиос от А до Я
-
Иногда я шалю и в кадре нет ни одной точки в резкости. Примерно так я бы видела мир без очков
-
Мне нравятся кадры, снятые на гелиос-40 против света. Мой секрет, как получить сбалансированное по свету и тени фото без отражателя: следите за тем, чтобы солнце было по диагонали от объектива, а не строго напротив
-
Красиво, когда фон не сплошной, а есть воздушные промежутки. Так картинка кажется намного объемнее и живее
-
В этом кадре воздушных промежутков нет, и он несколько проигрывает предыдущему
-
При съемке против солнца можно получить очень красивый цвет в кадре
-
Этот кадр не снят на гелиос-40: с таким фокусным расстоянием и полнокадровой камерой длина моей второй руки, держащей фотоаппарат на максимально возможном удалении, должна была бы быть минимум 1,5 метра;)
-
Тут я снимала ворону издалека (5-6 м): видите, насколько другим стал характер картинки?
-
В этом кадре в роли воздушных промежутков роса на траве. Для получения объемной картинки нужно выбирать ракурс не сверху, а почти на уровне с упавшим листом
-
Это тоже не гелиос-40: такой кадр в одиночестве можно сделать минимум на 50mm, а лучше на 35mm
-
-
Роса и капли хорошо смотрятся в боке, но на минимальной диафрагме без софта (пятна света слегка размыты) и хроматических аберраций не обойтись. И если первое придает особый шарм кадру, то со вторым вам придется бороться в фотошопе
-
Этот кадр снят на тилт-шфт 45mm
-
А этот - на гелиос-40. Кадры с общим планом не очень ему удаются
-
О создании этих кадров я недавно написала юмористическую заметку в инстаграме. Чтобы прочитать её, кликните по фото!
-
-
-
Лужи красиво снимать под углом 45 градусов, а не параллельно воде сверху
Хотите больше статей о секретах фотографии? Подписывайтесь на мой инстаграм.
Поделиться ссылкой на этот пост:
Читайте также: