МОДЕЛЬ Мария Старых, визажист, фотограф, создатель букетынасчастье.рф
АССИСТЕНТ Оксана Безносова, фотограф, психотерапевт
Ненавижу опаздывать! В тот вечер выходного дня я упрямо поперлась в центр на машине и наказание не заставило себя долго ждать. После нескольких мучительных кругов мне удалось оставить машину в соседнем квартале. К месту встречи я бежала, проклиная все на свете.
- Привет! Это тебе.
Я потеряла дар речи и так и не успела выговорить отрепетированные в пути извинения - девушка, с которой я встречалась, давняя интернет-знакомая, протянула мне букет цветов. Букет идеально сочетался по цвету с моим платьем и намекал на мой характер: нежно-желтые розы соседствовали в нем с синими колючими чертополохами. Поводом для него была простая встреча - такого со мной еще не случалось.
За месяц до встречи я проводила творческий конкурс в соцсетях. Главный приз - бесплатная фотосессия от меня, одно из условий участия - придумать образ для воплощения на фотосъемке. Участников набралось чуть больше 30, мой голос был решающим за первое место, второе место (50-процентная скидка на фотосессию) выбирали голосованием.
Выбор дался мне тяжело - претенденты были достойные и я колебалась до последнего момента, не зная, кого выберу. Такие конкурсы для меня очень ответственные. В них всегда участвуют интересные люди, готовые к творчеству, а не просто слетевшиеся на халяву за репост.
Из всех участников мне хотелось выбрать того человека, которому бы наиболее органично подходил придуманный образ, которому съемка дала бы что-то, что будет важнее красивых фотографий.
Маша покорила меня желанием раскрыть тему обожаемых мной прерафаэлитов и неординарным умом - мы знали друг друга только в сети, но мне нравилось (и нравится) читать ее глубокие и вдумчивые тексты, слушать о проблемах самоопределения среди множества хобби, я часто сочувствовала ее проблемам и горестям. Я чувствовала, что именно съемка с ней может стать интересной, запоминающейся.
Незадолго до нашей встречи она так описала свои ощущения от выигрыша:
Обожаю будильники за непосредственность, с которой они сообщают «Вам осталось спать 3 часа», когда ты просишь разбудить тебя «утром». И горят таким серым цветом – мол, таким будет твое лицо уже очень скоро. Завела, значит, будильник ночью, лежу в темноте, листаю лениво ленту инстаграма, вижу пост Насти о том, что конкурс закончен. Думаю – надо бы зайти поздравить победителя. Захожу и не понимаю. Потому что не может быть, наверняка я уже сплю, и утром все растает как туман над водой. Потому что понимала, что голосовальщики из моих подписчиков – так себе, а то, что Настя выберет меня сама, было сложно представить. Я до сих пор в тумане, не верю и пугаюсь – это ж какая ответственность! Даже слов подходящих не найти.
Та встреча нужна была нам с Машей, чтобы наконец познакомиться лично и решить организационные моменты перед съемкой. До второго пункта, кажется, в тот вечер мы не добрались - болтали так, как будто сто лет друг друга знаем.
ЗА КАДРОМ
Машина идея для конкурса звучала так:
Образ давно сидит у меня в голове и самое первое, что ассоциируется с ним - "Благовещение" Россетти. У меня есть (была по-крайней мере где-то;) бирюзово-голубая галабия с золотой вышивкой - это домашняя восточная одежда, длинные полы, длинные рукава, прямой покрой, - которую я затягивала поясом (можно найти какой-то восточный). В этом мне видятся прямой пробор, простая прическа или ее "отсутствие", возможно, какой-то аксессуар тонкий - подвеска на голове. И в руках цветы - лилии. По атмосфере - и контровый солнечный свет, и направленный. А вот душевное состояние описать сложнее: скорее это прямой твердый взгляд при покорной оболочке или испуг и опускание глаз.
Я внесла небольшие коррективы в образ - одежду, которую описывала Маша, я забраковала. Мы стали искать подходящее простое светлое платье, что оказалось нелегкой задачей. Многие предлагаемые в аренду платья выглядели слишком помпезно, по-вечернему и, откровенно говоря, банально, а нам нужен был другой эффект. После долгих поисков нужное платье нашлось среди винтажной одежды напрокат: удивительно, но до нас никто не брал его в аренду. Платье я выкупала одна, без Маши, за несколько дней до даты съемки, сильно рискуя и примеряя на глаз, подойдет или нет.
Над местом для съемки я почти не задумывалась - накануне мы ездили с мужем в Дубну, и он показал мне волшебный сосновый лес среди города. Меня очаровали причудливо переплетающиеся корни сосен в этом лесу, его пространство, пронизанное светом.
Я боялась, что не смогу найти ассистента для съемки - поездка предстояла неблизкая (120 км от Москвы) и энтузиаста могло не найтись. Но, к моему удивлению, желающих было с избытком. Очень рада, что в конечном итоге с нами поехала Оксана, с которой я на тот момент тоже недавно познакомилась.
С Оксаной мы долгое время были знакомы в ЖЖ - подружились из-за увлечения фотографией. Не встречались, потому что она жила в Барнауле, а я - в Москве. Но в тот год Оксана с мужем решили переехать в Москву, и мы наконец-то познакомились с ней.
В тот день была собрана наша идеальная команда, которой мы еще не раз собирались и соберемся - просто встретиться, отправиться в путешествие или на съемку, погрустить или порадоваться вместе, запланировать совместный проект.
Но день съемки не был идеальным. Сначала Маша случайно оказалась запертой в квартире без ключей, а после её освобождения, в пути к Дубне, солнце скрылось за тучами, и я перестала надеяться, что мне удастся сделать задуманные кадры в золотом закатном свете.
У меня была идея подчеркнуть с помощью контрового света силу и божественную красоту внутреннего и внешнего, и ради этих двух кадров солнце вышло на пару минут.
Для непрофессиональных моделей тема доверия самая сложная в съемке и я уделила ей повышенное внимание. Я особенно тщательно подбирала плейлист, понимая, что только в совокупности с правильной музыкой мои слова и действия помогут Маше довериться мне. В плейлист я подбирала композиции, которые, по моему мнению, помогли бы создать нужную атмосферу - это были треки из моего плейлиста и из плейлиста Маши. Я рассчитывала, что знакомая музыка поможет ей отвлечься от меня и объектива моей камеры.
Кстати, музыка помогает самому фотографу настроиться на съемку, почувствовать настроение модели. Это важно.
Если вам хочется так же легко работать с моделями в кадре или самим позировать - дарю бесплатный гайд! Регистрируйтесь в боте, пишите ему слово СЪЕМКА и он ваш:)
Думаю, что музыка может служить строительным материалом для создания атмосферы доверия между моделью и фотографам. Она окутывает, расслабляет, помогает переключиться. Музыка - это вещь, главное правильно ею пользоваться и не включать на съемке, предполагающей минорное настроение модели, Верку Сердючку:)
Эта съемка была для меня тяжелой в физическом плане и неожиданно легкой - в фотографическом. Все минусы от 5-часового нахождения за рулем и усталости после долгого дня ничего не стоили в сравнении с плюсами: я чувствовала, что мне удалось увидеть в Маше то, что она очень хорошо скрывала в обычной жизни, а еще именно на этой съемке случился мой выход из творческого кризиса. Я смогла взглянуть по-новому на свои работы, на технику съемки, стала иначе видеть цвета.
После того, как фотографии были сделаны, я получила очень мощную обратную связь от Маши - до сих пор помню её пост, полный самых разных чувств. Делюсь с вами его кусочками:
И вот, что я вам скажу – если бы мы сделали только этот снимок, всё бы уже удалось. Мне всегда хотелось найти человека, который не просто «сделает мне красиво» (это лучше всех я сделаю себе сама), а того, кто не испугается того самого, родового, взгляда. Того, кто не скажет мне снова уже заученного наизусть: «Перестань. Это некрасиво. Тебе это не идет». Потому что иногда я не хочу про красиво, я хочу про нечто древнее внутри себя. Я умею выключать глубину, оставляя поверхность безмятежной для большинства, но тем ценнее найти человека, с которым можно на несколько кадров хотя бы приподнять шторку.
Целую ее в сердце за это.
Помню, когда рассказывала маме о знакомстве с Настей, говорила о том качестве, которое меня покорило в ней и которое дало понять, что мы сможем найти общий язык. Понимаешь, говорю, она не позволяет себе судить кого-то, если только этот человек не спрашивает ее мнения, по-крайней мере вслух и, несмотря на свой уровень (а как раз благодаря), уважительно относится к начинаниям каждого. «Москвичка, наверное», - сказала мама и как обычно была права) В эпоху людей, которые вываливают свое скептическое мнение там, где его не спрашивали, и считают это не бестактностью, а свободой слова, познакомиться с тем, кто понимает, как должно себя вести человеку – особенно приятно.
Для меня эта съемка была еще и очень личным закрытием гештальта. Очень надеюсь, что больше не буду думать про то, что вспоминала там. Это не значит, что я жалею о том, что вспоминала, нет, но у каждой боли должен быть свой срок хранения.
Уровень искусства для меня определяется катарсисом. Человеческая оценка со стороны не имеет никакого значения, если он не случился с испытуемым. И наоборот – маститые критики могут исходить пеной, но если сердце конкретного человека взорвалось – они глупцы.
P.S. Съемка велась на камеру сanon EOS 5d markIII и объективы helios-40 и canon TS-E 45mm 2.8 с использованием ростового отражателя серебряного цвета. Прозрачный светящийся плащ сделан из обыкновенной укрывной пленки, которую можно купить в любом строительном магазине.
P.P.S. Все фотографии кликабельны.
Читайте также: