Все любят TFP, потому что это синоним слова "халява". А халява ли это? И вообще TFP - это бесплатно? Я предлагаю разобраться, зачем нужны съемки TFP на самом деле, расскажу, как на такую съемку попасть и каких правил придерживаться до, во время и после съемки.
Эта статья поможет начинающим фотографам и моделям грамотно организовывать съемки TFP, получая от них максимальную пользу.
Что такое съемка
на условиях TFP
В интернет-сообществах по поиску моделей, фотографов, визажистов и стилистов часто используется аббревиатура "TFP". Буквально она переводится как "время за фотографии" (time for print) и означает, что съемка бесплатная для всех сторон.
Давайте разберемся, такая уж ли бесплатная съемка TFP, и что на самом деле скрывается за этой аббревиатурой. Под фразой "время за фотографии" скрывается уравнение:
стоимость работы фотографа
=
стоимость работы модели
Это означает, что все участники должны быть одинаково заинтересованы в съемке и иметь примерно одинаковый уровень профессионального развития. То есть профессиональному фотографу не очень интересно снимать начинающую модель, а опытной модели также неинтересно сниматься бесплатно у начинающего фотографа. Потому что в этих случаях уравнение теряет смысл: один из участников съемки получает выгоду, а второй - нет.
У меня бывало всякое: просили снять TFP стриптиз в ночном клубе, который был подарком молодому человеку (а что, это так оригинально и фотографу интересно!); подружка просила сделать TFP-съемку для ее некрасивой и несчастной подружки, у которой из-за этого не было фоточек; бедная студентка хотела съемку TFP - просто потому что она такая бедная, и я должна на этих основаниях снимать бесплатно; несколько дизайнеров просили меня снять лукбуки на условиях TFP.
Отсюда можно сделать вывод, что ситуации "поснимай меня, я вся такая красивая" и "поснимай для моей выгоды" - не TFP.
P.S. От себя хочу добавить - в моей практике бывало, что я соглашалась на съемку TFP с начинающей (непрофессиональной) моделью. Если у нее необычный типаж, то почему нет:)
как определить, подхожу ли я
для съемки TFP?
По каким критериям фотографы определяют, подходит ли модель для съемки TFP? Список получается размытый, ведь у каждого фотографа свои требования, но я бы хотела выделить основные моменты:
1. Востребованность, интересные проекты в буке.
Оцените, насколько вы востребованы как модель - часто ли вас приглашают на съемки профессиональные фотографы или вы пока снимались только у своей подружки? Есть ли у вас бук? Под буком я понимаю не собрание всех ваших фотографий и не пару удачных кадров, сделанных молодым человеком, и даже не сборник селфи. Бук - это подборка самых лучших профессиональных снимков с творческих и коммерческих съемок, в которых вы участвовали.
Если вы снимаетесь давно, пожалуйста, следите за пополнением бука в соцсетях - периодически удаляйте устаревшие и потерявшие актуальность фотографии. Назовите альбом понятно и просто - "Book". А то заходишь иногда в гости на страницу к тем, кто пишет и предлагает съемки, а там в альбомах "Я на даче", "Королева стиля", "Что мы делали прошлым летом", и непонятно, куда смотреть.
2. Понимание, зачем нужны снепы
Снепы (snapshots - моментальные снимки) - это максимально честные и актуальные фотографии, которые показывают, как модель по-настоящему выглядит.
Снепы снимают с естественным светом (в помещении вы должны стоять лицом к окну, чтобы не было лишних теней в кадре), без макияжа, прически, специальной одежды, без художественных приемов и постобработки. Обычно это несколько кадров в полный рост (в купальнике или белье, на каблуках - для тонуса мышц) и несколько портретов 3/4 с распущенными, забранными волосами, с улыбкой и без нее. Их можно сделать хоть на обычную мыльницу, хоть на айфон - техника не играет роли. Если в буке лежат иногда слишком отретушированные кадры, по которым не всегда понятно, какая модель на самом деле, то по снепам это можно понять быстро и просто.
Старайтесь снимать снепы всякий раз, как что-то меняется в вашей внешности. Потолстели - сняли снепы. Покрасили волосы - опять сняли снепы. Похудели? Поздравляю! Принимайтесь за съемку снепов:)
Снепы - это не то же самое, что и селфи, и совсем не то же самое, что и модельные тесты. Для селфи вы выбираете самые выгодные позу и ракурс, в снепах этого нет - вы должны стоять прямо, расслабленно, на лице не должно быть эмоций. Модельные тесты - это очень простая по задумке съемка (без идеи, образа, сложных интерьеров и образов), целью которой является показать умение модели держаться в кадре, показывать разные эмоции.
Снепы и модельные тесты - основа профессионального портфолио модели, в модельном мире пристальное внимание обращают на них, а не на бук.
P.S. Я всегда смотрю бук с интересом - по нему можно понять, с кем модель сотрудничает, насколько она разборчива при выборе фотографов и съемочных проектов. В лучшем случае модели, пишущие с предложением поработать TFP, присылают ссылку на бук, но высший уровень профессионализма - приложенные в комплекте снепы.
3. Умение находить контакт
Это умение проявляется в первые минуты общения с фотографом - фраза "Снимаешь TFP?", брошенная без приветствия и ссылки хотя бы на бук, сразу перечеркивает этот пункт (и отбивает желание что-то положительное писать в ответ).
Пишите фотографу вежливо и максимально информативно, чтобы он не копался потом в ваших альбомах в поисках бука и снепов. Не молчите на съемке, не капризничайте и не стройте из себя звезду - в TFP-проектах все равны, вам никто ничего не должен.
То же самое относится к фотографу - угрюмое молчание на протяжении всей съемки сводит к нулю все усилия по ее организации.
Общайтесь на разные темы, создавайте приятное настроение в команде - это залог отличных кадров!
4. Понимание, что разные фотографы западают на разные типажи моделей
Научитесь не расстраиваться после отказов и не принимать их на свой счет.
Многие фотографы отказывают в TFP, потому что в данный момент не готовы к творческим съемкам, или ищут моделей других типажей, или им просто не по душе такой типаж внешности, как у вас. Бывает же такое - нет искры. Ищите того фотографа, у кого эта искра появится, и не донимайте тех, кто вам отказал - такая назойливость только испортит вашу репутацию. Модельный мир довольно тесный, информация быстро распространяется.
организация съемки TFP: особенности
1. Съемка TFP предполагает, что все участники могут свободно использовать фотографии в своем портфолио, даже если это была съемка ню. По хорошему, перед съемкой модель должна подписать модельный релиз, в котором прописываются все вопросы авторских прав участников на фотографии.
2. Съемка TFP (как и любая другая съемка) предполагает, что вы отнесетесь к делу ответственно. Это значит, что вы явитесь в назначенный день и час, будете выглядеть так, как на снепах, и принесете ту одежду, которую и обещали.
У меня однажды был случай, когда модель, шатенка с прямыми волосами по фото, явилась без предупреждения на съемку с копной ярко-рыжих волос с химической завивкой и совсем не в той одежде, о которой мы договаривались.
3. Все дополнительные расходы (оплата студии, визажиста, стилиста) при равной заинтересованности участников съемки делятся поровну либо их оплачивает та сторона, которая чуть больше заинтересована в съемке.
4. Не может быть такого, чтобы один из участников съемки получил за нее деньги от другого (или от заказчиков - третьих лиц), но при этом пригласил на условиях TFP остальных участников.
Объясню. Один раз я столкнулась с ситуацией, когда за работу на съемке дизайнер заплатил мне и визажисту гонорар, а модель, как я узнала только потом, работала на условиях TFP. Бывает, что клиент платит фотографу деньги за съемку, а визажиста или стилиста приглашают на условиях TFP. Это обман, а не TFP.
Чтобы обезопасить себя от таких ситуаций, старайтесь работать с проверенной командой, а если это незнакомые люди - потратьте время и узнайте все детали съемки заранее.
обязательства участников после съемки TFP
1. Фотограф должен качественно отретушировать и отдать готовые фотографии всем участникам съемки, даже если результат ему не понравился.
Я часто слышу от знакомых моделей, что после съемки TFP они так и не получили фотографий. Фотографы объясняют это и нехваткой времени (у кого-то год (!!) не доходят руки), и тем, что результат не понравился. Я считаю такой подход нечестным - на съемке работали все и все же имеют право увидеть результат, каким бы он не был.
2. Сроки отдачи фотографий должны быть разумными (см. пункт 1).
Год делать фотографии - это за пределами разумного, конечно. Понятно, что при обработке готового материала фотографы ставят в приоритет коммерческие съемки, так как там жесткие сроки и обязательства, но при этом творчество не должно страдать. Разумные сроки отдачи фотографий - от двух недель до двух месяцев.
Сама я стараюсь отдавать фотографии настолько быстро, насколько мне позволяет мое свободное время (от двух недель до месяца) - все-таки у фотографий есть определенный срок жизни, и через большее количество времени уже не так интересно смотреть на получившийся результат. Эмоции от съемочного процесса стираются.
3. Модель обязуется набраться терпения и не спрашивать каждый день, где фотографии.
Поверьте, это страшно нервирует и отбивает охоту сделать фотографии быстрее.
Немного приоткрою завесу и расскажу о своем постпродакшн. Сразу после съемки я копирую файлы на диск и забываю о них на пару дней. Я не просматриваю отснятое в процессе копирования - эмоции от съемки слишком сильные, они мешают мыслить рационально. Как только я заканчиваю ретушь предыдущей съемки, приступаю к отбору лучших кадров. Это самый долгий процесс в обработке - этапов отсеивания лишнего может быть и 5, и 6, и больше. Это может занять от 2 до 5 дней (с учетом того, что я работаю на другой работе и могу заниматься съемками в лучшем случае 2 часа в день в будни не каждый день). После отбора остается 10-15 самых лучших кадров и я стараюсь выбрать свободный выходной или вечер пятницы, чтобы обработать их все сразу - так у съемки получается одинаковые цветокоррекция и настроение.
4. Модель обязуется не просить все исходники.
Это правило хорошего тона. Вы же не просите в ресторане шелуху от лука и кости от рыбы? Так зачем вам исходники с неудачными ракурсами и закрытыми глазами?
5. Модель обязуется не переделывать до неузнаваемости отданные фотографии.
Конечно, чуть-чуть подправленные черты лица или фигуры не считаются, но если речь идет о существенных изменениях? Представьте, каково фотографу, когда он ретушировал одни фотографии, а в сети видит совершенно другие (подписанные при этом его именем), где модель изменила до неузнаваемости пропорции фигуры, обрезала фотографии как угодно, наложила свои фильтры.
Модели, пожалуйста, если вы это делаете - не подписывайте хотя бы фотографа, нам стыдно быть причастными к этому "творчеству".
Это кадры с моей съемки. Слева - мои работы, справа - то, что девушка выложила к себе в инстаграм. На мои претензии она ответила, что я сделала ее слишком толстой на фотографиях и она сама исправила ситуацию. Теперь не знаю, как вообще показывать эту съемку...
6. Все участники съемки обязуются указывать в сети под фотографиями активные ссылки на фотографа, модель, визажиста, стилиста и т.д.
Это тоже правила хорошего тона. Так мы продвигаем другу друга и таким образом говорим спасибо за проделанную работу.
Пожалуйста, уважайте друг друга! Творите, развивайтесь, наращивайте количество качественных TFP-съемок в своем портфолио. И приходите ко мне на TFP:)
А еще приглашаю вас на свой большой АВТОРСКИЙ КУРС ПО ФОТОГРАФИИ, где я делюсь всеми секретами своего мастерства, которые кропотливо собираю вот уже почти 10 лет! Кроме того, рекомендую посмотреть вебинар про идеальный цвет без фотошопа и узнать все об объективах Гелиос от А до Я. ⠀
Поделиться ссылкой на этот пост:
Читайте также: